Астрономия в школе: современный подход

В Нижнем Новгороде уже в 11-й раз проводится фестиваль наук, искусств и технологий «Фенист», организованный Федеральным исследовательским центром Институтом прикладной физики РАН. Основная цель фестиваля – популяризация науки, расширение границ восприятия и познания окружающего мира. 

С 23 по 29 сентября 2019 года на двадцати площадках города проходят научно-популярные лекции, выставки, мастер-классы, круглые столы, просмотр и обсуждение научных фильмов. Одним из партнёров «Фениста» является и наш планетарий.

25 сентября в рамках фестиваля в Большом звёздном зале состоялась традиционная астрономическая конференция, приуроченная ко Дню осеннего равноденствия.

С приветственным словом к учителям и преподавателям физики и астрономии, научным сотрудникам, студентам обратился член-корреспондент РАН, заведующий отделом астрофизики и физики космической плазмы Института прикладной физики РАН Владимир Владиленович Кочаровский. Пожелав участникам конференции плодотворной работы, он также отметил, что основным партнёром «Фениста» выступает Ассоциация учителей физики и астрономии, при поддержке которой в школы Нижегородской области организованы 25 научно-просветительских десантов с лекциями и играми для учащихся. Немаловажно, что многие мероприятия фестиваля проходят при участии известных российских учёных и популяризаторов науки из разных городов.

Главным событием первой части осенней конференции стало выступление Анатолия Владимировича Засова – доктора физико-математических наук, профессора Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга (ГАИШ) МГУ. Анатолий Владимирович – автор (в соавторстве с В. Г. Сурдиным) учебно-методического комплекса по астрономии для 10-11 классов, о котором он подробно рассказал в своём выступлении, посвящённом ключевым вопросам астрономии в школьном курсе.

Основные задачи астрономического образования, которые выделяет Анатолий Владимирович: повышение научной грамотности, поддержание любознательности к естественным наукам, объяснение задач космической деятельности человека и изучения дальнего космоса. В связи с этим, ключевые направления школьного курса астрономии: объяснение астрономических явлений, космическая деятельность человека и её направленность в будущее, познаваемость мира, эволюция Вселенной.

Профессор также отметил, что современная астрономия и астрономия в школе – понятия нетождественные. Конечно, посещение планетария – неоценимая помощь учителю, однако это не заменит уроков. В своём выступлении Анатолий Владимирович также коснулся особенностей и сложностей преподавания астрономии, рассказал о некоторых астрономических достижениях современности и прикладных задачах, решаемых с помощью астрономических знаний. На сегодняшний день астрономия стала многоканальной наукой, заниматься которой интересно, и учителю необходимо постоянно быть в курсе астрономических открытий.

Следующее выступление было посвящено проекту Эйнштейновские школы. Главный эксперт Нижегородского планетария им. Г. М. Гречко, заслуженный работник культуры РФ, сопредседатель Ассоциации планетариев России Зинаида Павловна Ситкова поздравила коллег с началом астрономической осени и рассказала о столетнем юбилее Международного астрономического союз (МАС), который отмечается в этом году. В честь этого события по всему миру проводится множество ярких и разнообразных мероприятий, подчеркивающих важность астрономии в качестве инструмента образования, развития и дипломатии.

Одним из таких глобальных междисциплинарных проектов МАС являются школы Эйнштейна. Их программа помогает узнать о текущих исследованиях чёрных дыр и гравитационных волн, а также о том, как общая теория относительности Альберта Эйнштейна (одно из выдающихся достижений физики ХХ века) была подтверждена 100 лет назад во время полного солнечного затмения. Эйнштейновские уроки, посвящённые чёрным и белым дырам, кротовым норам, гравитационным волнам и собственно космологии можно посетить как в планетарии, так и провести в школе. Ну а финальным глобальным проектом празднования столетия МАС станет проведение в школах 10-17 ноября Дней астрономии, в рамках которых запланированы встречи учащихся с учёными.

Далее научный сотрудник ИПФ РАН Андрей Олегович Перминов рассказал участникам конференции о проведении на базе отдыха ИПФ РАН ежегодного круглого стола учителей физики, астрономии и математики Нижегородской области. Это мероприятие –неформальное выездное совещание учителей, предназначенное для обмена опытом, встреч с нижегородскими учёными, объединения усилий энтузиастов с целью поиска путей решения проблем современного школьного физико-математического образования и подготовки научно-педагогических кадров.

В рамках круглого стола проходят обзорные лекции ведущих сотрудников академических институтов и вузов, мастер-классы и творческие мастерские, включающие разбор олимпиадных задач, обсуждение особенностей постановки физических экспериментов, семинары, посвящённые актуальным проблемам школьного образования. Любой заинтересованный учитель физико-математического профиля может прислать заявку на участие в круглом cтоле и выступить с темой, которую он считает интересной и полезной для остальных участников.

Следующий спикер – народный учитель РФ, методист Нижегородской радиолаборатории Лев Васильевич Пигалицын, отметивший в этом году 80-летний юбилей, рассказал о созданном им кабинете-лаборатории «Физика нашего мира», в котором можно наглядно демонстрировать различные проблемные эксперименты по физике. Ведь один из важных методов активизации познавательной деятельности – это создание проблемных ситуаций на уроке, требующих от учеников решения.

Об образовательном туризме в курсе физики и астрономии говорила Лариса Михайловна Прохорова – отличник просвещения РФ, учитель физики лицея №87. В своей презентации она рассказала об экскурсионных программах, поездках с учащимися в Музей космонавтики, Звёздный городок, Саровский музей атомной бомбы, Курчатовский институт, на нижегородские предприятия. Посещение этих знаковых мест имеет не только образовательное, но и колоссальное воспитательное значение.

Видеообращение к участникам осенней конференции прислал Дмитрий Николаевич Комиссаров – учитель физики г. Лысково, лауреат конкурса «Учитель года-2019». Он поздравил коллег с наступающим Днём учителя, пожелав успехов и творческого вдохновения, и чтобы команда учителей физики с каждым годом становилась всё сплочённее.

Заслуженный учитель РФ, председатель Ассоциации учителей физики и астрономии Тамара Юрьевна Кузьмичёва посвятила своё выступление теме, которая, по её мнению, заслуживает достойного внимания на уроках физики и астрономии. В своей презентации о магнитных полях на Земле и в космосе Тамара Юрьевна постаралась систематизировать знания по данной теме, рассказав об открытии, карте, инверсиях полюсов магнитного поля Земли, магнитосфере Земли, опыте Эрстеда, магнитных полях других планет Солнечной системы и, конечно, нашей звезды – Солнца.

Заключительным выступлением стало сообщение Алексея Константиновича Киселёва, старшего преподавателя НГПУ им. К. Минина, старшего научного сотрудника Нижегородского планетария им. Г. М. Гречко о Всемирной неделе космоса-2019. Всемирная неделя космоса отмечается с 2000 года. Она приурочена к двум памятным датам – запуску первого искусственного спутника Земли, выведенного СССР на орбиту 4 октября 1957 года, и вступлению в силу 10 октября 1967 года Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Ежегодно Ассоциацией Недели космоса в тесном сотрудничестве с Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях выбирается тема Всемирной недели космоса. В 2019 году ею стала «Луна: звёздные врата». Именно в этом году исполнилось 50 лет с момента высадки человека на поверхность спутника Земли. К 2022 году планируется запуск первого блока орбитальной станции вокруг Луны. Кроме того, с 2009 года ведётся непрерывное сканирование лунной поверхности и с помощью космического аппарата «Лунный орбитальный разведчик» построена «живая» карта Луны.

Также в рамках Всемирной недели космоса 5 октября пройдёт осенний Международный день астрономии. С 1973 года этот праздник по традиции отмечается в период с середины апреля до середины мая в субботу, ближайшую ко дню, когда Луна видна в фазе первой четверти. В этот день любители астрономии, объединившиеся под девизом «Приобщим людей к астрономии», устанавливают любительские телескопы в многолюдных местах – на улицах, в торговых центрах, парках… С 2007 года День астрономии отмечается ещё и осенью. Луна в фазе первой четверти – отличный объект для наблюдений, которые можно посетить с учащимися, придя в планетарий, или провести около своей школы.

Завершил мероприятие показ короткометражного полнокупольного фильма «Загадки Солнца».

Надеемся, что опыт всех спикеров, которым они поделились с участниками конференции, обязательно будет полезен в дальнейшем практическом применении на уроках астрономии.

Приветственное слово Владимира Владиленовича Кочаровского   Выступление Анатолия Владимировича Засова

Вопросы слушателей   Дискуссия

Поздравление Льва Васильевича Пигалицына с юбилеем   Лариса Михайловна Прохорова

Тамара Юрьевна Кузьмичева   Алексей Константинович Киселев

28.09.2019 12:31:00

Возврат к списку