В полку экзопланет прибыло…

В ходе обзора неба, известного как «Qatar Exoplanet Survey» (QES), были открыты три новые экзопланеты. Этот проект поддерживается Институтом исследований в области энергетики и защиты окружающей среды (Qatar Environment and Energy Research Institute, QEERI), входящего в структуру Университета Хамада Бин Халифы, Катар.

Широкоугольная камера автоматизированной обсерватории в Нью-Мексико (США) с февраля 2010 года сканирует крупные участки неба для поиска планет, которые совершают транзит перед относительно яркими родительскими звездами. Так в 2010 и 2011 годах при помощи проекта были открыты так называемые «горячие Юпитеры» Qatar-1b и Qatar-2b.

«Горячими Юпитерами» астрономы называют внесолнечные планеты, которые по своим размерам схожи с Юпитером, но при этом находятся очень близко к своим звездам, в результате чего на этих планетах очень высокая температура.

Новые планеты, обнаруженные методом транзита, получили обозначения Qatar-3b, Qatar-4b и Qatar-5b.
Планета Qatar-4b является самой крупной и массивной из всех – её радиус составляет примерно полтора радиуса Юпитера, а масса примерно в шесть раз больше. Она обращается вокруг старой звезды, чей возраст оценивается в 13 миллиардов лет, с периодом в 1,8 суток.

Qatar-3b и Qatar-5b имеют примерно одинаковые размеры и массы. Обе они чуть крупнее Юпитера (радиусом в 1,1 радиуса Юпитера) и имеют массы в 4,3 массы Юпитера. Орбитальные периоды этих планет также довольно невелики, так Qatar-3b совершает один оборот вокруг звезды за 2,5 суток, а Qatar-5b празднует «новый год» каждые 3 дня.