«Увидеть» экзопланету

В ноябре 2014 года при помощи тепловизора Gemini Planet Imager (GPI), установленного на одном из телескопов обсерватории Gemini, ученые начали программу по поиску планет-гигантов возле 600 молодых звёзд. И вот пришло сообщение об открытии экзопланеты 51 Эридан b. Планета 51 Эридан b находится на расстоянии около 100 световых лет от Земли, обращаясь вокруг своей звезды на расстоянии, чуть большем, чем Сатурн от Солнца. Система очень молода – по оценкам ученых, звезде и планете всего около 20 миллионов лет. Что самое ценное – благодаря тепловизору, удалось даже получить изображение этой экзопланеты!

Оказалось, что 51 Эридан b, скорее всего, является чуть увеличенной копией молодого Юпитера – примерно в два раза больше последнего по диаметру. Кроме того, в спектре излучения планеты обнаружены сходные с Юпитером примеси метана и воды.

Благодаря своей юности, планета 51 Эридан b имеет достаточно высокую для планет-гигантов температуру – 427 градусов по Цельсию, что, однако значительно меньше, чем температура её звезды, поэтому можно смело сказать, что прибор «Gemini Planet Imager» себя вполне оправдывает. Авторы исследования отмечают, что планета 51 Эридан b стала, пожалуй, самое холодной и маленькой экзопланетой, свет которой ученые смогли увидеть напрямую.