Есть одна у летчика мечта

Хроникальные кадры, архивная запись речи Чкалова о перелёте в Ванкувер… 9 июля, в преддверии столетнего юбилея отечественной авиации, начинавшейся с небольшого авиаотряда, созданного 12 августа 1912 года по указу императора Николая I, губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев встретился с ветеранами авиационной отрасли в Большом звёздном зале планетария.

С восходом Солнца на протяжении почти четырёх с половиной часов в телескоп или бинокль можно было наблюдать, как Венера, обращенная к нам неосвещённой стороной и видимая как маленькое черное пятнышко, очень медленно перемещается по верхней части солнечного диска слева направо и сверху вниз. Середина транзита наступила в 6:00, а в 8:36 Венера коснулась края солнечного диска и начала сходить с него.

В приветственном слове он тепло поздравил всех, кто посвятил трудовую биографию советской авиации: специалистов авиационной отрасли и лётчиков-испытателей. Кстати, в августе страна отметит ещё одну знаменательную дату в истории авиации – 75-летие Военно-воздушных сил.

Обнимая небо крепкими руками,
Лётчик набирает высоту,
Тот, кто прямо с детства дружит с небесами,
Не предаст вовек свою первую мечту.

Если б ты знала, если б ты знала,
Как тоскуют руки по штурвалу.
Лишь одна у лётчика мечта – высота, высота,
Самая высокая мечта – высота, высота.

Мечты о небе рождаются на земле… И у сегодняшних мальчишек, к счастью, как когда-то у их дедов, все также горят глаза, когда разговор заходит о полетах. Тем более, если с ними делятся профессиональными секретами лётчики-испытатели нижегородского авиастроительного завода «Сокол». Один из них – заслуженный лётчик-испытатель, Герой России В. И. Рахманов: «С небом связаны тридцать лет жизни… За два десятка лет я испытал более двухсот самолётов, и как лётчик считаю эти годы лучшими. Но есть в судьбе испытателя и трагические страницы, когда из полёта не возвращаются товарищи по авиаотряду. Сколько наших асов навсегда осталось в пустынях Египта, джунглях Кореи и Вьетнама… (Присутствовавшие почтили их память минутой молчания).Часто меня спрашивают, когда же все-таки отмечать День авиации – 12, 18 или 19 августа. Ответить однозначно довольно сложно… Развал Советского Союза коснулся и авиации, и сейчас свои праздники есть у ВМФ, ПВО, дальней, палубной, стратегической авиации… Но лично мне представляется, что этот праздник должен быть единым Днем воздушного флота, который впервые отмечали 18 августа 1933 года в соответствии с постановлением Совнаркома».

В память о встрече В. И. Рахманов передал от ветеранов авиационной отрасли В. П. Шанцеву книгу, посвящённую 80-летию авиазавода «Сокол». Как оказалось, об авиации губернатор знает не понаслышке: в юности он учился в авиационном техникуме, прошёл школу младших авиационных специалистов, так называемую ШМАС, и затем служил авиамехаником в войсках ПВО. Да и имя отец ему дал в честь нашего знаменитого земляка Валерия Чкалова.

Не так давно о прославленном летчике вышла книга «Время Чкалова». Ее автор – известный нижегородский тележурналист, писатель А. М. Цирульников рассказал собравшимся несколько интересных историй из жизни Валерия Павловича. Узнать же о других биографических фактах участники встречи смогут со страниц полученного в подарок издания.

Двум нижегородским победителям высоты и скорости – асу Валерию Чкалову и конструктору судов на воздушных подушках Ростиславу Алексееву был посвящен документальный фильм «Скорость», показанный участникам встречи. А видеозарисовка «Демонстрационный полёт» еще раз подтвердила: сегодня на новых высотах наши МИГи способны развивать впечатляющие скорости. Самолет и Небо. Страсть и призвание настоящих мужчин.